Стив Уилсон из Porcupine Tree придумал себе дискографию, уходящую корнями глубоко в 70е годы прошлого столетия. Аким Ли Хан придумал Damenbart, якобы существовавший в начале 70х годов прошлого столетия, сделав это раньше Стива. Такую ложь доктор Геббельс назвал бы бесподобной, судя по ее размаху и масштабу. Damenbart — классический пример симулякра, которые, согласно литаниям старины Бодрийяра, окружают нас везде, являясь элементом всего сущего.
Значит, прохиндейство глобальных масштабов добралось и до мира музыки? Расстрою: и уже давно. Углубляться в эту тему, с присущим ей и ожидаемым от нее срывом покровов с хитрющих дельцов от мира музыки, я не буду, но в рамках этого обзора, пару слов сказать об этой тенденции конца 80х стоит.
Краутрок был столь же замкнутым движением, сколь и тотально влиятельным. Немецкие хиппи были ограничены как временем, так и пространством: тусовка была немецкая, и до конца 70х еле дотянула, благополучно почив в бозе к 1978 году. Краут коллективы можно пересчитать по пальцам, как и их альбомы — нет, были и те, кого несправдливо забыли, выкинув с пьедестала почета в силу их вопиющей андерграундности, однако основная масса краутрока была выпущена в свое законное время кругляшами винила, которыми и осела на прилавках магазинов, полках коллеционеров и просто слушателей.
К началу 90х, немецкий краут явился, пожалуй, самой влиятельной силой, толкавшей мысль музыкантов вперед. Тогда-то и вылезли спекулянты на добром имени покойного германского бунтаря. Схема была просто до безобразия: нашлись, мол, раритетные пленочки, которые в свое время изданы не были, а сейчас милости просим к столу — отведать изысканной обскурщины из самого жерла некогда мощного вулкана капустной мысли. Истории были притянутыми за уши, но только к нынешним временам, после пристального и кропотливого изучения экспертами, происхождение этих пленок было подвергнуто серьезным сомнениям, а кое-где раздавались уже уверенные обвинения в фальсификации. Для многих аудиофилов и разницы-то нет когда был выпущен тот или иной материал, но тут вопрос принципиальный: если опусы Damenbart относятся действительно к указанному автором 1971 году, то это почти революция в музыке, а если написаны как полагают въедливые знатоки в период 1987-1989 года, то все нормально — никаких потрясений и тектонических сдвигов плит музыкальной вселенной.

Обратимся вплотную к пленке под названием Impressionen’71. Восемь довольно длинных композиций, которые стилистически можно пометить бирочками «эмбиент», «абстракт», «краутотроника». Некоторые вещи напоминают немецких же мастеров художественного гудежа — Maeror Tri с их зацикленными гитарными пассажами или же готическими хоралами сплетающихся воедино голосов, купающихся в гулком эхе и реверберации. Подобные эскапады Damenbart однако лишены строгости и скорбной возвышенности: они гуляют где-то в дыму наркоманского угара, таща за собой балласт из разнообразных электронных шумов, которые коростой покрывают облитые дилеем переборы струн. Продув микрофона голосами тоже напоминает скорее конец какой-то мантры, когда уставшие и потные исполнители уже думают о том как бы промочить горло скорее, а вовсе не отдает суровой отточенностью вокальных линий. Вы скажете: «1971 год на дворе, хиппи, травка, всякие книжки эзотерическо-философской направленности — так и должно все быть, чувак!». Так-то оно так, и для начала 70х запись страсть как хороша — в подобные пучины эксперимента пускались тогда и Amon Düül, и Tangerine Dream, и даже роботы Kraftwerk наконец. Остальные вещи Damenbart также инновационны весьма и весьма: это медитативно-скрипучий индастриал, и кислотная топь лизергиновой электроники, яркими красками стремительно поглощающая слушателя внутрь, лоснящийся жиром перкуссии и клавишного шепота эмбиент, и загадочный рок с женским вокалом, где кроме него и ритм-секции нет больше ничего за исключением шума и пульсации… Impressionen’71, кстати, очень однороден, именно в стиле концептуализма начала 70х годов.

И только если бы. Если бы этот материал действительно пропылился двадцать лет на полке одной из английских студий. Эксперты неумолимы: «новодел». Скажу банальность, но красоты и органичности музыки этот вердикт никак не умаляет.
В конце 80х подобная афера, и тоже на полях с капустой уже случалась: тогда записанные британскими воршипперами вещи были изданы в середине 90х крайне мутной конторой Psi-Fi — представитель которой тоже утверждал о невиннооставленных на съедение моли болванках и пленках с мастер-версиями неведомых и невиданных краут-жемчужин. Любят спекулянты немецкую послевоенную экспериментальщину, ой как любят.
А Damenbart — эти Остапы Бендеры англо-германского разлива, никакой популярности и известности не получили, разумеется. Ну оно и понятно: сукины дети в очередь становиться не хотели, и с подножки не слезали, а таких как они, да еще и настоящих, непризнанных, забытых, было достаточно, вот хоть азбуку капустного рока открывай и по алфавиту: Brainticket, Guru Guru, Limbus 4…
Впрочем, не место красит человека. Impressionen’71 — фантазии на тему краута в которые очень хочется верить.
YouTube Трейлер