Иво Перельман никакой не родственник математику Григорию, и даже старше последнего на целых пять лет. Родился он в Сан-Паулу, что близ побережья Атлантического океана, а тянуть в рот всякую всячину стал еще в детстве — именно отсюда его пристрастие к духовым инструментам, определившее дальнейшую судьбу Иво. Успел за свою карьеру бразилец поиграть с Эндрю Кирилем, Уильямом Паркером, Луисом Склэвисом и многими другими, чьи звучные имена приведут в восторг любителей авангардного джаза, заставив снобов от мира музыки учащенно дышать и восторженно цокать языком.
Работ с участием Перельмана — уйма. Мы же обратимся к опусу под незатейливым названием Introspection, однако прежде чем сделать это, поделюсь с читателем искушенным презабавнейшим фактом: одна из работ Иво середины 90х была издана на Homestead Records. Ну, конечно, эта контора издавала Даниэля Джонстона. Да и Эллиота Шарпа. Но все же Перельман, будучи классическим фри-джазовым саксофонистом, выглядит в списке Homestead наиболее вырвиглазно. Впрочем, это Штаты же, с присущим для них open-mind подходом ко множеству вещей…
Introspection — одна из последних работ бразильского саксофониста. Девять композиций. Примерно одно и то же настроение. Упорядоченный хаос каким он должен быть.
Для людей, плохо представляющих себе что же есть такое фри-джаз, скажу так: это шум, какофония, гвалт. Это вам не cool джаз с его скупой сосредоточенностью и превосходным чувством меры, или не post-bop какой-нибудь, на Лестера Янга или Кенни Дорхэма тоже не слишком-то похоже. Фри-джаз — это экспрессия, бунт, суперсенсорика, правда наделенная математическим волюнтаризмом, который выражен в отсутствии всего лишнего.
Так вот, Иво Перельман и исполняет этот пресловутый фри-джаз: композиции напоминают взбесившиеся синусоиды, прыгающие как макаки по веткам, дергающиеся как червяки на рыболовном крючке. Темп произволен: он то падает, то, будто просыпаясь, начинает нагонять шума и гама внутри композиций, мелодии же не задерживаются более секунды нигде: они спешат сменить друг друга, торопятся исчезнуть, прежде чем въедливый слушатель сумеет ухватить их за хвост. Музыка вся скользкая и обтекаемая с довольно высокой температурой: бесноватые завывания сменяются похоронными гудениями, учтивые постукивания контрабаса мнутся где-то на пороге композиции, так и не решаясь что-то связное изобразить, редкие синкопы, придурошно ухмыляясь, юродствуют где-то на заднем плане. Дурачится тут и скрипка, плача едкими памфлетами, обманывая наивного слушателя, ждущего что НАКОНЕЦ-ТО ему явится мелодия. А Иво и его куражащийся саксофон тут же бьют вдребезги эту надежду.
А что более всего удивительно, так это то, что если позволить этому балагану себя подцепить, то вскоре ты осознаешь, что музыка-то эта в напряжении держит, что ты уже ждешь очередной лавины звука или же наоборот издевательского дроуна с последующей свистопляской чертей.
Музыка или анти-музыка? Но ведь анти-музыка это же всякий нойз, грайндкор, дроун или raw блэк метал, например. Но тут же где-то и фри-джаз притирается, хоть он к воинствующей любительщине не принадлежит вроде как. Ни словом, ни помышлением. Только вот грани, после которой музыка теряет свою гармоничность, превращаясь в грозное орудие пыток, по сути, не существует, ведь все зависит от восприятия слушателя. И уж эту тему можно развивать хоть до следующего потопа, однако отмечу, что при всей своей отталкивающей оболочке, альбом у Перельмана получился удивительно цельный и хваткий, что для подобной музыки, разумеется, явление не частое.
И завершая, пару фраз об энергетике. Она здесь есть, ее порой даже больше чем в стадионном роке. Перельман буквально кусает слушателя своими скользкими увертюрами, всполохи синкоп заставляют отстукивать ногой произвольный ритм, скрипка извивается в ушах, где ее отзвуки потом продолжают жить своей жизнью.
Я не буду никому советовать Introspection слушать. Лучше расслушайте этот альбом Иво Перельмана. Как следует.

YouTube Трейлер