Mujuice - Downshifting

Mujuice - Downshifting

Роман Литвинов, он же Муджус — явление на отечественной электронной сцене не совсем обычное. Ключевое слово здесь — явление. И ведь действительно: каждое новое послание провоцировало движение молекул. Вышел дебютный альбом с шумами, скрипами и глухим перестукиванием драм-машины — в сообществах электронщиков им заинтересовались. Вышел второй примерно с тем же — он стал полноценным актором в этих сообществах. Скорость и масштаб движения молекул росли в геометрической прогрессии. Третий альбом Cool Cool Death! как бы разделил период творческой активности музыканта на «до» и «после»: здесь уже имели место быть текстовые послания, да и в музыкальном отношении работа была более понятной. Так или иначе, отклик был соответствующим — лирику с удовольствием цитировали в социальных сетях студентки младших курсов, а сам Роман подался прямиком в хедлайнеры.

А что Downshifting? Downshifting, судя по всему, рискует провести ещё одну условную творческую грань. Или не рискует: новая работа так же радикально отличается от предыдущей, как и является её логическим продолжением. Во всяком случае точно ясно одно: Роман пытается найти место на той территории, масштабы которой не определил он сам: одна из песен называется «милый друг». Когда слушаешь его, закрадывается мысль о том, что этот застенчивый молодой человек действительно относится к тебе как к милому другу — настолько человечная, без пошлостей интимная и гипертрофированно мягкая атмосфера, в которую окутано общее пространство альбома. Альбома, на котором Рома поёт… впрочем нет, не поёт: пожалуй, главный недостаток пластинки заключается в банальном неумении Муджуса петь, которое не без успеха им компенсируется задушевными диалогами со слушателем. В которых и кровь, и любовь, и юность. И, чёрт возьми, как же он старательно проговаривает слово» друг», акцентируя на последнем приглушённом звуке — так, что хочется верить и простить ему всё: банальность лирики, которая подаётся здесь в чисто «русскороковой» манере принимать сущую простоту за сакральность и абстрактность, да и то же неумение петь — отсюда косные аналогии с Дельфином, правда, здесь они натянутые: у Дельфина желчная самоотстранённость, у Муджуса маниакальное желание наладить диалог со всеми. Ему двадцать семь лет, и он поёт про юность, и его принимают за своего. Отрешённые вокальные интонации, если слово «вокальные» здесь уместно, отсылают к Цою, отсюда откровенно натянутое открытое отождествление с ним. А задумчивый финальный штрих «Утро, которым мы умрём», где Рома стряхивает пыль с гитары, парадоксально вписывается в репертуар как и Шевчука, так и группы Doves (умей они петь по-русски).

Налаживать связи с мейнстримом сейчас как-то неактуально: «стримы» есть, но где же «мейн»? Однако Downshifting — это и есть мейнстрим. Мейнстрим до мозга костей. Хороший мейнстрим. В кои-то веки.

Оценка: 6.5/10.