Mujuice — Metamorphosis
Новый альбом Mujuice, Metamorphosis– целиком инструментальный – идет после Mistakes & Regrets– самой сильной его пластинки, очень глубокой и тонкой по проработке и несущей в себе массу сюрпризов. Чего, к сожалению, о Metamorphosis сказать нельзя. Это непередаваемо унылое клавишное творение, в котором треки при прослушивании сливаются в один длинный, однообразный и ни к чему не обязывающий, кроме как к скоропостижному самоубийству. Звучит он так, словно был сыгран от нечего делать, враз, меланхоличным утром, и, как ни странно, даже не похмельным, а трезвым– но зато полным бездеятельности до самых краев. Воскресенье, деньги кончились неделю назад, торопиться некуда. Почему бы не поразвлекаться с клавишными? Действительно, а почему бы и нет?
Иногда лучше не сделать, чем сделать. И здесь– как раз такой случай. Возможно, у всех авторов бывают моменты, в которые им хочется напомнить о том, что молчание– все еще творческое высказывание. Потому что после первого прослушивания Metamorphosis все, чего тебе хочется–это как можно скорее о нем забыть. Его наложенные на ритмику минимал-техно околосимфонические структуры в духе Филиппа Гласса и струящиеся Ян-Тирсеновские клавиши, (что само по себе довольно сомнительно) смотрятся настолько жалко и бессодержательно, что даже говорить об этом становится неловко– кажется, что это все равно, что пинать больного котенка.
Mujuice всегда был достаточно сильным инструменталистом, чтобы экспериментировать на плодородных почвах глитча и IDM практически до бесконечности– вспомните барочно-роскошные аранжировки в Cool Cool Death или нисходящие гармонии тех же Mistakes & Regrets.
Но первый же альбом, завязанный на текстах больше, чем на аранжировке, стал шагом вниз. Что бы ни говорили о Downshifting (а было много воплей о том, что Литвинов– вообще новый Цой), это именно с музыкальной точки зрения работа намного более слабая, чем предыдущие, а с точки зрения тех же текстов– как минимум неоднозначная. У поколения, как писали о Downshifting в 2011-м, появился свой голос– и говорит он о разочарованиях и об исступленном до грусти веселье. Что, безусловно, не лишено доли правды, но вряд ли является настолько глобальным, как это хотелось бы представить. Роль музыки там была совершенно сознательно урезана и приглушена, чтобы вывести на первый план текст, который, будучи небезынтересным, все-таки не стоил таких жертв. Однако в этом была своя логика.
В такой системе Metamorphosis выглядит продолжением тенденции и в то же время какой-то завершающей точкой в длинном рассказе. Прежде всего, это первый альбом, который можно уже без оговорок назвать бедным с точки зрения звука, и который при этом лишен текста, который как-то бы эту бедность компенсировал.
Metamorphosis старательно молчит, разворачиваясь от трека к треку цикличными фразами. Слушать его– все равно что сидеть в пустой светлой квартире, где из всей мебели только один стул, и тот– под тобой. Закончились напрасные праздники, выпита вся теплая кола, и внезапно выясняется, что сказать совершенно нечего. Декларация полетов во сне и наяву как образа жизни оказывается пустым звуком, ты смотришь в белую стену и вместо коньяка и наливаешь себе травяной чай. Это то самое утро, которым мы умираем– то есть, вроде как, взрослеем. И звучит оно бесконечно разочаровывающе.
Остается надеяться только на одно– это не конец, а фаза цикла. В конце концов, как показывает практика, Mujuice выпускает хорошие альбомы через один.