«Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова
Александр Сергеевич (Яценко, разумеется) живет в какой-то безумно красивой прикарельской глуши и ведет собственное хозяйство с десятком работников. В какой-то момент ему предлагают хозяйство оставить и мирно уехать в город, получив компенсацию- и он вроде даже не против. Но работники настаивают на том,чтобы поступить по совести и «бороться за свою землю»-что бы это ни означало.
«Жизнь» в какой-то момент, внезапно и подло, начинает обманывать все ожидания, поначалу возникающие от завязки сюжета, и в итоге выворачивается не в духоподъемную драму о борьбе — а ,скорее, в мрачный триллер о ее бессмысленности.
Всегда было и останется загадкой то ,как Хлебников, снимая картины о люмпенах, сумасшедших и людях с обочины,не скатывается ни в грубость,ни в кокетство,ни в социалку-а делает чарующее,мудрое и грустное кино. Большое счастье,что Хлебников начал работать с оператором Костомаровым (это тот,который «Как я провел этим летом»), потому что последний идеально чувствует меланхолическую сдержанность первого в обозначении эмоций: самые напряженные и резкие диалоги здесь почти лишены слов и даже крупных планов, а природа выглядит такой красивой и одновременно безнадежной, что ты впадаешь в оцепенение. Если на несколько градусов изменить угол зрения,то «Жизнь» могла бы оказаться и правда трагикомедией, или сатирой, если сдвинуть его сильно- то Гай Германикой. Но тут получается только чистый, лишенный невротической постмодернистской надстройки фильм о тупике, в котором человек оказывается даже помимо своей воли, доказывающий ,что кино честное и кино красивое- это отнюдь не антонимы.
[youtube]http://youtu.be/i44dosraXNM[/youtube]