Arctic Monkeys — AM

В последние года четыре стало крайне интересно наблюдать за тем, что происходит с группой Arctic Monkeys. Во-первых, потому что это тот самый случай, когда сами ребята взрослеют почти синхронно с целевой аудиторией.  Те, кто семь лет назад сбегал со школьных дискотек домой, чтобы проверить свои барабанные перепонки и (опционально) голосовые связки с помощью песни I bet you look good on a dancefloor, сейчас уже закончили вузы. Во-вторых, потому что это увлекательная, захватывающая и история превращения Arctic Monkeys в большую группу. История, которая произошла фактически у нас на глазах в режиме реалити-шоу. Собственно, Алексу Тёрнеру понадобилось три вещи. Пригласить закадычного приятеля Майлза Кейна и устроить под кодовым названием The Last Shadow Puppets полигон для испытаний себя в качестве лирического героя — раз. Пересечь океан и познакомиться с Джошем Оммом, дабы лично преодолеть кризис ностальгического британского рока нулевых, два. Записать пластинку, чтобы избавиться от последних метастазов этого самого ретро-рока, три. Если на альбоме Suck It and See казалось, что Алекс Тёрнер застрял в некоем вакууме неопределённости между самоутверждением и самодовольством, то на AM маятник резко и уверенно склоняется во вторую сторону, и, кажется, что это всерьёз и надолго. Самоутверждение — нахальное, настырное, нахрапистое и часто откровенно наглое — окончательно перестало быть основной боевой единицей группы, потому что, откровенно говоря, утверждать себя больше нет никакого смысла. Кто-то очень метко отметил, что взрослых людей от детей отличает частая постановка вопроса «зачем?» у первых. Arctic Monkeys в последнее время задают этот вопрос себе прежним. Прежней ритмической импульсивности. Прежнему чисто юношескому гитарному пижонству. В итоге, наверное, главный инструмент этой пластинки — это даже не привычный гитарно-барабанный арсенал (который, разумеется, при делах, но тут важен вопрос не «что?», а «как»?), а бритва Оккама, которое решительно и беспощадно режет по живому прошлое группы. Всё, что здесь происходит — подаётся под соусом гедонистического самодовольства. Вальяжные блюзовые гаммы уместно соседствуют с ритмическим грувом, который «качает» до такой степени, что даже читка могла бы быть здесь уместной, да и фальцет в лучших традициях r’n’b гармонично встраивается в ряд.  Что любопытно, все эти вещи, мягко говоря, не британские. Что косвенно подтверждает окончательное размежевание сегодняшнего звука группы с тем, что когда-то называли new rock revival — грубо говоря, с одной стороны — условных The Black Keys здесь больше, чем самих же Artcic Monkeys года 2007, с другой — хип-хоп почитается группой совершенно беззастенчиво — о чём свидетельствует ещё и недавний кавер на Дрейка.

Знаете, что самое забавное? Словосочетание Arctic Monkeys — это оксюморон. Четверо уверенных в себе людей в дорогих костюмах, не мальчиков, но мужей, которые выступают под этим названием — это двойной оксюморон.

Оценка: 9/10.