Seefeel — Seefeel

Seefeel — SeefeelSeefeel — это такой английский квартет. В 1993 году эта лондонская четверка заявила о себе альбомом Quique, который до сих пор считается хрестоматией интеллектуальной электроники и незаурядного шугейза, хоть последнего там и было столь же много как хлеба на Украине во времена Голодомора. Прописавшись в середине 90х на модном лейбле Warp, ребята сообразили еще один альбом и парочку демонстрационок, после чего соскочили под крылышко к гостеприимному Афексу Твину, лейбл которого и выпустил прощальное па Seefeel в 1996 году, после чего музыканты разбежались кто куда, чтобы снова собраться в 2008 году на радость изголодавшемуся по обезжиренным опусам англичан слушателю.
Quique был крайне гармоничен, тем и привлекал. Тогда лондонцы штамповали вещи современные да молодежные — теплая и объемная электроника, воздушные конструкции даба, слоёные гитарные пассажи аппетитно лились киселём на закрученную в спираль индитронику. Такие ноктюрны с мечтательными напевами Сары Пикок страсть как понравились избалованному новинками форм и категорий меломану 90х. Нет, коммерческого фурора Seefeel разумеется не сотворили, но прочно заняли свою нишу и место под солнцем, гарантирующее им негу и необходимый уют для движения вперед. К середине 90х шугейз свои позиции сдал, а гитарная музыка воинственно шагала по чартам брит-попом и ностальгическим роком, дома втайне грустя неформатной индюшатинкой, по ночам же предаваясь утехам с электроникой. Именно эти утехи и привели к такому явлению как пост-рок, который быстро оперившись к середине десятилетки, уже стал грозиться миру новыми открытиями и свершениями: Tortoise, Cul De Sac, Main, Stereolab… все эти коллективы настолько успешно совмещали электронику и рок, что героям этого обзора в том густом вареве идей, вроде как и места не находилось. И это означало то, что нужно было идти другим путем, как завещал один из философов XX века, двигаясь окольными тропинками и дорожками. Дальнейшие демо-записи запротоколировали этот крен в сторону: все дальше стали уходить в чащу электронной музыки Seefeel, на ходу выкидывая балласт из струнных и вокала, которого и на первом-то альбоме было не так много. Долго ли коротко, а записал квартет альбом Succour, который лег тяжкой ношей на плечи Warp, и вот почему. Дрейфовала мысль лондонцев, дрейфовала, да и достигла берегов эмбиент-техно/даб-техно: пространные клавишные, будто липнущие к воздуху, элементы черствого дроуна, голый каркас ударных походил теперь на одинокий бархан в пустыне, звуча теперь топорно и гулко, саунд стал хрустеть кусочками слюды, сэмплы голоса томились в жестяной клетке ритм-бокса, вжимаясь то в стену прозрачных пэдов, то в клюющий носом басслайн. А теперь несложно прикинуть почему же так туго пришлось Warp с этим альбомом: приток новых поклонников был не пропорционален оттоку старых, тех кому по душе был Quique, бравший разнообразием и угодливостью по отношению как к любителям рок-музыки, так и к почитателям клавишной рекурсии.
Succour был тоже разнообразен, но тем разнообразием, которое может быть у монополярной музыки, предлагающей лишь спектр оттенков и набор фильтров — души нет, видишь ли.
Изоляционизм как форма музыкального эскапизма был популярен у творцов всякого там гула, треска, закольцованных помех и конечно же вездесущего даба с урбанистическим привкусом. В нефтяные лужи изоляционизма и занесло наших героев, с их последующим релизом под чутким взором Афекса: (Ch-Vox) был коллекцией отблесков звуковых ландшафтов, резонирующих помех, еле пульсирующих битов и вообще являл собой пустоту намерений — нулевой меридиан звука. Здесь британцы явно посматривали в сторону своих соотечественников Autechre и Main, переиначив их хрустящие шуршания тишиной на свой собственный лад. Минимализировав свое звучание донельзя, Seefeel, подобно тому художнику из анекдота, сказали «меньше не могу», и с тем отправились в небытие.

Талые воды нулевых сошли в 2008 году, обнажив совершенно нетронутый кубик нержавейки Seefeel, надежно запаянный со всех сторон — демо Faults, выпущенное двумя годами позже, лишний раз убеждает меня в том что квартет лишь заморозился на время, чтобы затем продолжить свою линию снова как ни в чем не бывало: колючий глитч бережно накрывает остов даб-техно, пульсация баса подтыкает собой зияющие дыры в темной норе аутичного IDM, а лязг и шепот клавиш возвращает нас к временам (Ch-Vox) с его тягой к сонному дроуну. И вот, годом позже, Seefeel зачем-то решают выпустить новый альбом… грешным делом, я думал что он, судя по тому как развивается музыка англичан, будет представлять собой и вовсе одинокие всполохи помех в тишине, прерываемой изредка протяжно ухающим сэмплом одной клавиши. Но, нет: понимали лондонцы, что время уходит, а в безусловный актив себе они могут записать только Quique, поэтому и решили помочить ноги еще раз в целебном ручейке пост-рокового эксперимента.
Справедливости ради, s/t не пытается копировать первый альбом Seefeel, а просто пользуется его формулами для создания чего-то современного, отвечающего требованиям 2010-х. Но мало формулу знать, надо уметь ее применять, да не просто абы где, а там где это требуется. И вот с этим у наших героев возникли нешуточные сложности, как оказалось впоследствии.
Атмосфера альбома та же, что и была на предшествующем ему демо: холод и текстурность. Музыкально же это смесь Autechre и Mouse On Mars: хрипящая закольцованная электроника, рахитичные конструкции глитча, контуженные на мелодичность клавиши, а также полный спектр колобродящих по зазорам ритм-секции шумов. Но это еще не все — с барабанной дробью и фанфарами вернулась в строй утерянная некогда гитара, правда звучит она пресно и вымученно, бедной родственницей усевшись с края и без того небогатого стола музыкальной мысли Seefeel и внимая коротким ругательствам баса.
Выделить на новом альбоме британцев можно лишь три вещи на мой взгляд, и все три оттого, что их блеклое звучание хотя бы лишено столь характерных для IDM 90х звуковых пролетов и провалов, в которых кажется навечно застряли четверо уже немолодых музыкантов. Гитара же, освободившись от плена пищащих лупов, которыми так любят прокашливаться Seefeel, выходит на передний план, вибрируя классическими для Quique эфирными мелодиями, но без стеснительно ухмыляющегося самоплагиата.
В оконцовке хотелось бы озвучить такую странную и спорную мысль, навязчиво застрявшую в голове при прослушивании новой работы лондонцев: я рад, что такие команды живы и что-то еще выпускают. Сквозь жернова музыки 90х прошли немногие, но те что прошли — затерялись в беспечной апатии нулевых с ее многообразием, вседозволенностью и пресыщением, поэтому такие старые кони как Seefeel нынче борозды точно не испортят. Ну, а ругаться на новый альбом квартета страшными словами или нет — дело уже десятое.

YouTube Трейлер